Диалог о современном дизайне

Интервью от 27 сентября 2004 г.

О современном дизайне можно говорить бесконечно долго. Рассматривать его с разных углов зрения, задавать новый тон в обсуждения актуальных тенденций, гипотетически характеризовать стили и направления или обсуждать наглядные готовые примеры...

В этот раз мы ответим на те вопросы, которые адресовал на журнал «Секрет фирмы», что позволит увидеть одну из сторон «многогранного» современного дизайна. Одну из бесчисленного множества.


Можете ли вы сказать, что с точки зрения дизайна в России выработался собственный стиль? Каковы его признаки?

— Россия за последние годы, безусловно, воспитала поколение талантливых, ярких дизайнеров. В ушедшую эпоху тотального дефицита и большой необходимости в этих специалистах не было, сейчас же все возрастающая конкурентная борьба заставляет не просто копировать зарубежные образцы (кстати, общедоступные в том числе и для конкурентов), а искать и создавать собственные ноу-хау в дизайне. Пример российского подхода — использование в отделке кромок столешниц искусственного камня, полупрозрачных пластиков. Возможно, путем развития нашей дизайнерской школы будет отступ на полшага от мировых тенденций в сторону биодизайнерских разработок, арочных решений элементов отделки мебели, преимущественно древесноподобных, не кричащих расцветки.

По какому пути в будущем пойдет развитие дизайна в России — по пути изменения материалов или формы?

— Продолжится внедрение новых материалов, адаптация их к изготовлению различных элементов мебели. Ассортимент будет пополняться новыми эргономичными позициями. Структура создания рабочего места приобретет компактность, необходимые элементы интерьера разместятся по вертикали. Уже сейчас виден прогресс в совершенствовании мебели-трансформера, так как. она позволяет в ограниченном пространстве создать большое количество изменяемых функциональных зон.

С какими материалами вам нравится работать? Какие новые материалы будут в будущем использоваться для создания рабочего места?

— Очень удобны и практичны элементы из металла (разнообразные по форме и размеру опоры, экраны, элементы перегородок). Все большее распространение получают перегородки с использованием цветных пластиков, МДФ панели различных конфигураций и расцветок. Будущее в развитии базы применяемых материалов неразрывно связано с техническим прогрессом. Последние разработки широко используют элементы из закаленного стекла. В любом случае, проектирование рабочего места предполагает в первую очередь функциональность и комфорт пользователя, соответственно применяемые материалы обязаны быть неагрессивными по отношению к здоровью человека, приятны на ощупь, иметь цвета, вызывающие позитивные эмоции.

В нашем Центральном регионе очень популярен итальянский дизайн офисной мебели. Почему так сложилось и в чем его особенности?

— Исторически сложилось, что Италия наряду с некоторыми другими странами обладает очень развитой мебельной промышленностью. Соответственно, дизайнерская школа имеет в этой стране глубокие корни и занимает ведущее место в мире. Политически наши страны близки в торгово-промышленном сотрудничестве еще со времен бывшего СССР (стоит упомянуть, например, построенный в 60-е годы прошлого века автомобильный гигант на Волге). Бурный рост торговли именно итальянской мебелью в 90-х годах ХХ века обусловлен активной позицией итальянских компаний на нашем рынке, а также их серьезный потенциал. С возникновением и развитием собственных современных производств их ассортимент базировался на уже отработанных, хорошо продаваемых итальянских моделях. Со временем, с развитием рынка, появился собственный стиль, применяемый при разработке новой мебели. Однако влияние итальянских дизайнеров диктует кривая объемов продаж. Итальянский дизайн отличает живость форм, щедрые цвета в отделке, смелые линии. Возможно, дух этой мебели нашел отклик в душах наших соотечественников.

Стул — это признанный дизайнерский «знак». Можно ли изобрести, скажем, радикально новый офисный стул?

— Создать что-либо «радикально» новое не позволит конструкция опорно-двигательного аппарата человека. Экстремально изобретенным изделием будет просто неудобно пользоваться. Технически возможно превратить офисный стул в подобие анатомического кресла большим количеством регулировок, поясничным упором с изменяемой пневматикой характеристиками и пр. Но есть ли в этом необходимость? Ведь себестоимость такой «игрушки» будет несоразмерно высока.